Так как тема мощности в велоспорте мне особо интересна, я решил собрать полученную информацию в одну подробную запись. Для тех, кто только знакомится с темой цифр в велоспорте, я очень рекомендую почитать книги:
За последние годы появилось множество гаджетов, которые снабжают велосипедистов информацией, мониторы сердечного ритма, разнообразные приложения с GPS-трекингом и т.д., но измеритель мощности велосипеда находится в особом статусе, безусловно ввиду своей высокой стоимости, но также за счет сути данных, которые он собирает.
Все больше и больше мы встречаем в обсуждениях тренировок и гонок понятия Ватт (Вт), количество любителей с «мощномерами» растет, не говоря уже о профессионалах, где измеритель мощности на велосипеде необходимый элемент оборудования.
Одним словом, рынок измерителей мощности переживает настоящий бум, появляются новые игроки и более дешевые модели, что расширяет круг вложивших свои деньги в эту технологию.
Но что на самом деле означают цифры на дисплеях велокопьютеров, и что они нам говорят? Начнем разбираться.
Экскурс в историю
Несмотря на то, что мощность стала чрезвычайно популярна лишь в последние годы, первые коммерчески доступные портативные измерители мощности – системы SRM, разработанные немцем Ульрихом Шоберером появились более двадцати лет назад. Поначалу большую роль играла стоимость измерителей SRM, которая была очень высока для многих велосипедистов, и вследствие этого данные устройства долгое время использовались для проведения физиологических тестов в лабораторных условиях.
С того времени, наряду с другими электронными устройствами (компьютеры и мобильные телефоны) технологии сделали невозможное возможным, а затраты снизились во много раз.
Научная минутка – Что такое мощность?
Посмотрим на равенство:
Ватты — это энергия, необходимая для перемещения массы на определенное расстояние за известный промежуток времени. 1Вт = 1Нм/с. Иначе говоря, чтобы массу, весом в 1 Ньютон переместить в пространстве на 1 метр за 1 секунду, необходимо затратить 1 Ватт энергии.
В отношении велосипеда ситуация будет выглядеть так: масса – ваш вес + вес велосипеда; расстояние – пройденные метры (или км), хотя движение велосипеда представляется более сложным явлением, так как его сопротивление движению не является постоянной величиной. Поэтому в данном случае измерение мощности не будет означать буквально то, что указано выше в формуле.
Принимая во внимание, что Мощность = Сила х Расстояние / Время, а Перемещение / Время = Скорость, упрощенная формула будет выглядеть так:
Именно эта формула является ключевой для понимания, как работает измеритель мощности на велосипеде. Она применяется на разные части велосипеда (в зависимости от устройства мощномера) – ось каретки, шатун, втулку, ось педали и т.д., тем самым вычесляется скорость движения (иначе говоря – угловая скорость) и умножается на величину силы, которую можно выяснить с помощью тензометра. На основании таких показателей энергию можно выразить количественно как мощность (Ватты).
Точное измерение силы является одной из основных задач, с которой сталкиваются производители измерителей мощности. Микроскопические изгибы (деформация), измеряемые тензодатчиком, очень важны для точности результатов, поэтому самые маленькие детали играют самую важную роль, к примеру, размещения тензодатчиков, качество самих тензодатчиков, и даже температуры измеряемого материала. Это объясняет, почему лучшие системы измерения мощности стоят недешево.
Что такое тензодатчик?
Итак, мы разобрались, что в измерителях мощности используются тензодатчики, но что это такое? Если коротко, то тензодатчик – это компонент, включенный в сбалансированную электрическую цепь (т.е. сопротивление известно и постоянно). При применении силы происходят две вещи: изменяется форма тензодатчика, вследствие чего меняется электрическое сопротивление. Дополнительно имеет место пьезоэлектрический эффект.
Эти два момента во время действия силы нарушают баланс электрической цепи, благодаря чему возникшее изменение и так называемую электромагнитную силу можно измерить и преобразовать в количественное измерение силы.
Мощность меняет все.
Мощность меняет подход к тренировке и выводит ее на новый уровень. Приемуществ множество, но обобщив их можно вывести следующие 4 утверждения:
Узнать себя лучше
Измеритель мощности позволяет максимально точно опредилить свои сильные и слабые стороны и отслеживать прогресс в дальнейшем.
Работать в команде
Измеритель мощности снабжает подробной информацией тренера и коллег по команде, чтобы все могли тренироваться более эффективно.
Сфокусировать свой план тренировок
Измеритель мощности позволит лучше поставить цели и выработать оптимальный тренеровочный план.
Достичь пиковой формы
Зная свои сильные и слабые стороны, улучшив взаимодействие с тренером и подобрав оптимальный план тренировок, успех в достижении максимальной производительсности просто неизбежен)
Важно помнить, что измеритель мощности велосипеда наиболее полезен не сам по себе, а именно в сочетании с монитором сердечного ритма и оценкой собственного состояния по Шкале воспринимаего напряжения Борга.
Измеритель мощности показывает данные тренировки как со стороны сердечно-сосудистой системы (ЧСС), так и со стороны мышечной системы (Ватты). Ватты, которые вы вырабатывает заставляют велосипед двигаться вперед, а частота сердечных сокращений – это ответ вашего тела на усилия, которые передаются на педали. И точный подсчет «дозы» напряжиия помогает понять все аспекты тренировочного процесса и гонок.
Об этом хорошо говорит Крис Бордман в своем интервью «Мощность в перспективе»:
Имя Криса Бордмана стало культовым в велоспорте Великобритании. Бордман стал синонимом человека с тщательным числовым подход к тренировкам, особенно при подготовке к его успешному заезду на Часовом Рекорде.
Ниже Бордман делится своими размышлениями на тему тренировок и мощности.
«На мой взгляд, измеритель мощности является превосходным инструментом, однако вы должны быть в состоянии использовать полученные от него данные. Прежде чем использовать любой измерительный прибор, стоит точно определить для себя, чего именно вы хотите добиться.
Здесь уместно провести сравнение с весами, применяемых при попытках сбросить вес. То есть весы в этом случае будут тем инструментом, который поможет вам достичь вашей цели. Самое главное, что нужно помнить при замере производительности – это три момента: мощность, восприятие и пульс. Числовые значения не скажут вам о вашем самочувствии. Честно говоря, я никогда не гонялся за цифрами, ни во время Часового Рекорда, ни во время пролога.
Я не обращал внимания на цифры и только когда тренировка была законченна, смотрел и анализировал их. Я просто использовал информацию в ретроспективе, чтобы сохранить собственное восприятие затраченных мною усилий.
Многие люди забывают о восприятии и о своих ощущениях. Тренерский стиль британского велоспорта меняется с каждым спортсменом, попадающим под его влияния. Следует быть осторожным, чтобы не заострять чрезмерное внимание на числовых данных. Отмечу, что мощность является большим сегментом современного коучинга, однако велогонщик также должен думать и о восприятии и ощущениях.
Это все неосязаемые вещи, но они управляют ездой. Чтобы быть полезными в перспективе, выходные данные мощности должны быть использованы несколькими людьми, они нуждаются в оценочном мнении тренера.
Мощность может представлять опасность для сверх мотивированного человека, использующего ее без тренерских рекомендаций и советов. В этом случае дело может свестись к тому, что спортсмен просто забывает про отдых и восстановление. 90% велогонщиков, которые могли бы выступить лучше в гонках, потратили очень много сил на тренировки, и им явно не хватило времени на восстановление своих сил.
Измеритель мощности помогает в тренировках, но важно помнить про три аспекта – мощность, восприятие и пульс».
Что измеритель мощности может вам дать?
Измеритель мощности можно назвать бесценным вспомогательным инструментом в надежном, количественном анализе тренировочных нагрузок и усилий, однако он подойдут не всем. Если вы все еще находитесь в раздумьях и пока не решили, стоит ли инвестировать свои деньги, то вам помогут следующие аргументы.
Преимущества:
- Устранение предположений и догадок при замерах интенсивности упражнений, в следствие чего тренировки становятся менее бессистемными;
- Количественное отслеживание уровня физической подготовки с течением времени (в сочетании с другими физиологическими данными – сердечным ритмом и др.), что обеспечивает убедительное доказательство тренировочной адаптации, включая перетренированность;
- Помощь в определении ваших слабых сторон;
- Отслеживание уровня напряжения и темпа движения во время соревнований;
- Более целенаправленные тренировки, согласно выбранному типу гонки;
- Тестирование аэродинамических показателей.
Ограничения:
- Лучше всего подходит для гонщика, который любит анализ и подсчет данных, в противном случае измеритель мощности окажется «просто еще одной дорогой игрушкой»;
- Измеритель мощности это не устройство моментального удовлетворения. Просто обладание им не сможет сделать из вас профи в велоспорте за одну ночь. Необходимо терпение, обучение и множество тренировок для достижения результата в будущем;
- Не рекомендуется заниматься самодиагностикой. Интерпретация данных подразумевает наличие знаний и опыта, либо самостоятельно, либо с помощью тренера. Мы же приобретаем измеритель мощности, чтобы избавиться от предположений и догадок, ведь так?
- Вы можете легко увязнуть в цифрах. Не забывайте о том, зачем вы едете на велосипеде – для удовольствия. Остерегайтесь подхватить синдром «паралича анализа» — с ним вы станете рабом чисел. Поверьте, если у вас будет такой синдром, то вы начнете быстро терять своих товарищей по цеху, если они у вас есть;
- Измерители мощности представляют собой высокочувствительные электронные устройства, и чтобы сохранить их точность и функциональность, с ними нужно обращаться осторожно. Иначе говоря, они не из разряда вещей типа «поставил и забыл». Нужно быть готовым к затратам на обслуживание, начиная от простой замены аккумуляторов и до более специализированных процедур, выполняемых в сервис-центрах.
5 рекомендаций перед покупкой измерителя мощности
1. Получите четкое представление о том, как вы собираетесь использовать измеритель мощности, чтобы иметь от него максимальную отдачу. Хвастаться где-нибудь в кафе тем, что вы приобрели измеритель, или просто купили его потому, что у всех ваших приятелей есть такое устройство – может означать пустую трату ваших денег.
2. Пройдите фитнес-тест, чтобы выяснить ситуацию с отправной точкой и обозначить четкие цели/задачи для оценки положения вещей.
3. Разберитесь в тренировочных зонах, чтобы лучше понимать данные и быть нацеленным на результат. Отметим, что это может означать некоторое переосмысление ваших ежедневных поездок или старых, привычных маршрутов.
4. Будьте готовы для работы с тренером или к покупке тренеровочных планов для того, чтобы измеритель мощности смог обеспечить максимальную отдачу ваших вложений.
5. Определитесь с велосипедом, или даже с несколькими, на которых вы бы хотели установить измеритель мощности. Это поможет вам определиться с решением о покупке и сократит варианты выбора.
В статье использованы материалы:Cyclingweekly.co.uk
Training and Racing with a Power Meter
The Power Meter Handbook: A User’s Guide for Cyclists and Triathletes
Владимир, добрый вечер.
Подскажите, а эти две книги есть где-нибудь в сети на русском языке? Просто я себе заказал power meter, и сейчас ищу литературу. У Джо Фрила в библии триатлета/велосипедиста не очень много информации — это пока единственные книги на русском, что я смог найти.
С уважением, Алексей.
Добрый день, Алексей.
Я купил на amazon.com и читал на английском пару лет назад, но искал и на русском и ничего не нашел, тогда не перевели. В библии у Фрила совсем маленький кусок про это, то есть практически ничего, согласен. Так что, пока только оригинал. Если что-то найду, отпишусь.
Ок, спасибо, Владимир.
Кстати, не нашел, как подписаться на обновления Вашего сайта :)
Зашел посмотреть на ответ только потому, что увидел в Метрике, что Вы переходили по ссылке :)
Добрый день! Я начинающий). Купил в прошлом году измеритель мощности FSA Power Box. Обратил внимание, что средняя мощность за поездку на шоссе (например 90км) зависит от типа покрышек. Сначала я подумал, что это глюк, а потом посмотрел по Страве и точно! Трудно в это поверить, но это так! На покрышках Conti GP4000 средняя мощность больше, чем на Conti GP5000TL. Разница примерно в 10Вт. Причём, средняя скорость примерно одинаковая но обоих типах покрышек.
Есть мысли, как это можно объяснить?